Пасха,
которая по своему значению выходит из ряда главнейших двунадесятых
праздников и именуется "Праздником праздников и Торжеством торжеств",
предполагает особенно обильную и разнообразную трапезу.
Однако
Церковь не особенно одобряет изысканные, требующие многих компонентов и
сложных в приготовлении блюд, считая изыски кулинарии проявлением греха
чревоугодия.
На
пасхальном столе должно быть нескольких простых, недорогих, но
необыкновенно вкусных блюд, которые несут в себе глубокое символическое
содержание.
С
началом первой седмицы поста заботливые хозяйки начинают копить
луковичное перо, которое лучше всякого импортного порошка окрашивает
яйцо в самый правильный густой красно-коричневый цвет.
Раскрашивание
пасхального яйца — это самое настоящее искусство.
Художники-миниатюристы способны изобразить на выпуклой поверхности храмы
и монастыри, фантастические букеты, небесные светила, моря, леса, степи
и горы, святых и ангелов.
Только вся эта живопись — влияние Запада, а настоящее пасхальное яйцо всегда красится луковичным пером!
Объяснение обычая красить пасхальные яйца в красный цвет восходит к довольно позднему апокрифу, в котором говорится об обращении в христианскую веру Римского императора Тиверия. Желая остановить проповедь Марии Магдалины, Тиверий заявил, что он скорее готов поверить в превращение белого яйца в красное, чем в возможность оживления умершего. Яйцо покраснело, и это стало последним аргументом в полемике, которая завершилась крещением Римского кесаря.
Обычай обмениваться крашеными яйцами прочно вошел в быт Церкви. Символическое значение яйца как начала новой жизни было известно и ранее. Христиане увидели в этом символе подтверждение своей веры в грядущее всеобщее воскресение.
Красный цвет пасхального яйца символизирует всепобеждающую Божественную Любовь, которая одна только может сокрушить ад!
Пасхальный кулич по своей форме напоминает артос
— хлеб, который освящается на пасхальном богослужении и раздается
верующим в субботу Светлой седмицы. Пасхальный артос — символ Самого
Господа Иисуса Христа. Обращаясь к ученикам, Он говорил: "Я есмь хлеб
жизни... Хлеб, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет. Я хлеб
живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить во век; хлеб же,
который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдал за жизнь мира" (Ин. 6,
48-51).
Артос всегда приготовляется из дрожжевого теста.
Это не иудейский опреснок, в котором нет ничего живого. Это хлеб, в
котором дышит закваска, жизнь, которая может длиться вечно.
Онтологический статус артоса не позволяет добавлять в него ничего
лишнего. В нем нет никакой сдобы, никаких ароматических веществ.
Артос — это символ самого насущного хлеба — Христа Спасителя, Который есть Жизнь! Однако
в пасхальном куличе, этом артосе, перенесенном на праздничный стол,
напротив, присутствует и сдоба, и сладость, и изюм, и орехи.
Правильно приготовленный русский кулич не черствеет неделями;
он ароматен, красив, тяжел и может простоять, не испортившись, все
сорок дней Пасхи. Такое видоизменение артоса тоже имеет символическую
основу.
Пасхальный кулич на праздничном столе
символизирует присутствие Божие в мире и в человеческой жизни.
Сладость, сдоба, красота пасхального кулича, таким образом, выражают
заботу Господа о всяком человеческом существе, Его сострадание,
милосердие, снисхождение к немощам человеческого естества, готовность
услышать любую молитву, придти на помощь последнему грешнику.
Наименование Господа Иисусом Сладчайшим в одном из древнейших акафистов помогает понять символику пасхального кулича.
Столь же ароматной и преукрашенной является еще одна непременная принадлежность пасхального стола — творожная пасха, которая также имеет свою глубокую, укорененную в Священном Писании символику. Земля, где в кисельных берегах текут молочные реки, является одним из наиболее распространенных архетипов, характерных для самых разных культур. Молочные реки в кисельных берегах были вековечной мечтой русского крестьянина, которая воплотилась в сказках и народных песнях.
Господь, обращаясь к Моисею, обещает Своему избранному народу "землю хорошую и пространную, где течет молоко и мед" (Исх. 2, 7). Эта характеристика земли обетованной сохраняется на протяжении всего повествования о Пасхе — переходе евреев из Египта в Палестину. Она является прообразом Царства Небесного, путь в которое для верующего человека еще более труден, чем сорокалетнее путешествие иудеев. Ее "молоко и мед" — образ нескончаемой радости, блаженства святых, удостоенных спасения и вечного пребывания перед престолом Божиим.
Таким образом, творожная пасха — это символ пасхального веселья, сладости райской жизни, блаженной Вечности, которая не является бесконечным длящимся временем, бессмысленным повторением одного и того же, но, по пророчеству Апокалипсиса, "новым небом и новой землей".
А
"горка", форма, в которую укладывается пасха — это символ Небесного
Сиона, незыблемого основания Нового Иерусалима — города, в котором нет
храма, но "Сам Господь Бог Вседержитель — храм его и Агнец" (Апок. 21,
22).
Комментариев нет:
Отправить комментарий